Региональная инновационная площадка 

«Стратегии наставничества как механизм социальной адаптации учащихся», 

2021, 2022, 2023, 2024 гг.

Основная идея целевой  модели наставничества:  модернизация общего образования, интеграция его с дополнительным образованием в логике реализации моделей наставничества (учитель – ученик (с вариациями «учитель – ученик – научный руководитель», «учитель – ученик – мастер»), ученик – ученик),  направленных  на развитие навыков 21 века (далее –метакомпетенций) обучающихся, в том числе с ОВЗ:

а) в общем образовании (через реализацию основных образовательных программ основного и среднего общего образования: учебные предметы, элективные курсы, предпрофильное и профильное обучение; курсы внеурочной деятельности) с  использованием потенциала профессорско-преподавательского состава Южно-Уральского государственного университета, Челябинского государственного университета, Челябинского государственного промышленно-гуманитарного техникума им. А.В. Яковлева, Челябинского профессионального колледжа, представителей Челябинского трубопрокатного завода (проект «Будущее белой металлургии»);

б) в дополнительном образовании детей, которое организуется на базе  МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска» посредством реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;

в) в объединении усилий МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска» и учреждений дополнительного образования: детский технопарк «Кванториум», Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской г. Челябинска, Детско-юношеский центр города Челябинска.

Цель: создание эффективной системы наставничества обучающихся, в том числе с ОВЗ, направленных на развитие метакомпетенций, способствующих их активной социализации и социальной адаптации.

Задачами реализации проекта являются:

1. Сконструировать и апробировать модель наставничества обучающихся, в том числе с ОВЗ, в логике социального партнёрства, направленной на улучшение качества образования, с представлением нормативных, управленческих, содержательных и технологических аспектов;

2. Раскрыть личностный и профессиональный потенциал учащихся путем создания мотивирующих сред интегрированного образовательного пространства, реализации программ наставничества, связанных с выбором будущей образовательной и профессиональной траектории, направленных на социальную адаптацию;

3. Создать профессиональную и мотивированную команду участников образовательных отношений, разделяющих ценности наставничества и комфортной среды для персонифицированного неформального и информального повышения профессионального мастерства педагогов.

Общественная значимость Целевой модели наставничества для развития системы образования в Челябинской области заключается в создании и применении практики социальной адаптации учащихся, их профессиональном самоопределении, воспитании для региона будущих высококвалифицированных кадров.

Модель наставничества

2021 г. 

Нормативно-правовые документы

Договоры о сотрудничестве:

Программы Наставничества

Вебинар. Презентации к вебинару

Список публикаций

Публикации

Статья в издании ВАК

Статьи по итогам участия научно-практических конференциях:

Итоговый доклад

Презентация к итоговому докладу

  Методические рекомендации
Новости

2021 г. 

1. Коллективом школы №68 разработана Целевая модель наставничества, обеспечивающая реализацию федеральных образовательных стандартов общего образования с учетом концепций преподавания учебных предметов (предметных областей) ссылка

2. Итоги XIV Всероссийской научно-практической конференции

23 апреля 2021 г. МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска» стала площадкой для проведения секции «Юный исследователь» XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Экологическая безопасность, здоровье и образование» читать далее

3. Дневник профильной смены

В «МБОУ СОШ № 68 г. Челябинска» с 1 июня 2021 г. стартовала летняя профильная смена естественно-научной направленности «ПУТЬ К ПРОФЕССИИ». Руководитель профильного отряда, учитель химии  Светлана Станиславна Осадчая описала основные события профильной смены в Дневнике, с которым мы Вам предлагаем ознакомиться. подробнее

4. С 1 сентября 2021 г. в МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска» началась реализация 5 программ наставничества: «Проекты сегодня — профессия завтра», «Знаю. Могу. Делаю. Педагоги школы №68 Осадчая С.С., учитель химии, и Юмина К.Ю., учитель математики, стали победителями муниципального этапа конкурса «Новой школе — новые стандарты». ссылка

5. В рамках реализации программы наставничества в сентябре 2021 года наши обучающиеся участвовали в просветительском марафоне «Новое знание», в рамках которого З. И. Тюмасева – доктор пед. наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, академик МАНЭБ, ПАНИ, МАНПО, зав. кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин ЮУрГГПУ,  провела публичную лекцию на тему «Календарь здорового человека».

Такие встречи для ребят очень важны. Они позволяют глубже узнать изучаемые предметы, заинтересовать, показать на практике область применения полученных знаний. Благодаря сотрудничеству с вузами города, у нас есть возможность приглашать специалистов высококлассного уровня, которые делятся своим опытом.

6. В рамках реализации программы заключен договор между МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска» и Челябинским профессиональным колледжем, в соответствии с которым учащиеся восьмых предпрофильных классов проходят профессиональные пробы по специальностям «Кондитер», «Повар», «Пекарь», «Сервис на железнодорожном транспорте», «Машинист электровоза». Ребята работают в современных лабораториях, пробуя себя в разных профессиях на прикладном уровне.

7. С 12 по 14 октября 2021 г. учитель химии Светлана Станиславна Осадчая приняла участие в VI Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в химическом образовании в контексте современной образовательной политики». Светлана Станиславна рассказала об опыте проведения летней профильной смены естественнонаучной направленность «Путь к профессии», основанной на апробации модели наставничества «учитель — ученик — научный консультант».

Программа наставничества «Знаю. Хочу. Могу. Делаю» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 68 г. Челябинска имени Родионова Е.Н.» по моделям «учитель – ученик», «учитель – ученик – мастер» (далее – Программа наставничества) разработана во исполнение Распоряжения Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», а также приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 14 августа 2020 года № 01/1739 «Об утверждении Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области». Программа наставничества направлена на достижение результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». читать далее

8. В рамках программы «Знаю. Могу. Делаю» проведены «Профессиональные пробы» в Челябинском промышленно-гуманитарном колледже имени Яковлева по специальностям: «Мастер сухого строительства», «Парикмахерское дело», «Поварское дело», «Автомеханика».






9. В рамках программы наставничества «К успеху вместе!» 2 команды нашей школы – «Углеродная пантера» и «Электрон – 68» - приняли участие в заочном этапе регионального химического турнира! Межрегиональный химический турнир  – командное соревнование, заключающееся в решении открытых химических задач и защите своих решений. В турнире участвуют команды учащихся учреждений среднего общего образования. Целями Турнира являются развитие у учащихся интереса к науке, популяризация химии, обучение работе в творческих коллективах и развитие презентационных навыков.

Команда «Электрон – 68» заняла 5 место среди 16 команд, принимавших участие в очном этапе конкурса. А участники турнира – Алферова Милена, Ледяева Ангелина и Черепанова Елизавета – стали призерами в личном зачете! Наши результаты ссылка

10. В рамках реализации программы наставничества «Знаю. Могу. Делаю» состоялись «Профессиональные пробы» для учащихся 8 предпрофильных классов в Челябинском техникуме промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего.

11. 23 октября 2021 года в Региональном центре выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи Челябинской области «Курчатов Центр» для участников программы «Сириус. Лето: Начни свой проект» состоялась «Ярмарка проектов». На мероприятии научные и индустриальные партнеры центра презентовали свои проектные задачи.

В мероприятии приняли и учащиеся 10а класса МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска» Сурина Влада, Голуб Ксения и Вьюхина Арина. Их научный консультант – наставник Зинина Оксана Владимировна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры «Пищевые и биотехнологии» Южно-Уральского государственного университета представляла проект «Вторичное сырье пищевых производств как источник функциональных ингредиентов для продуктов питания».

Нашим десятиклассницам предстоит принять участие в разработке этого проекта, по результатам которого могут стать участниками Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы»...фотоотчет

В целях выявления и распространения эффективного опыта реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, а также опыта реализации принятых концепций преподавания по учебным предметам в Челябинской области в сентябре традиционно проходил региональный конкурс профессионального мастерства научно-методических материалов «Новой школе – новые стандарты» (далее – Конкурс)...подробнее

12. Команда МБОУ "СОШ № 68 г. Челябинска" приняла участие в ТРЕТЬЕМ УРАЛЬСКОМ ХИМИЧЕСКОМ ТУРНИРЕ, который проходил с 9 по 11 декабря 2021 года в г. Екатеринбург. В турнире принимали участие команды нескольких регионов: Ханты-Мансийского и Яма́ло-Не́нецкого автоно́мных округов, Тюменской, Курганской, Челябинской и Свердловской областей. На площадке царила волшебная атмосфера турнира, первые бои начались с теории и практики в области электрохимии, затем три квалификационных круга - последовательность вызовов, в течение которых каждая команда выступает в каждой из трех ролей (Докладчика, Оппонента, Рецензента) по одному разу. Напряженная и волнительная обстановка во время защиты и полемики, неповторимая атмосфера синтеза дружбы и соперничества, царящие на протяжении всего турнира, запомнятся нашей команде надолго...фотоотчет



  Группа «ВКонтакте»

2022 г.

Нормативно-правовые документы:


Соглашения с сетевыми партнерами

Программы Наставничества

Программа образовательного интенсива

Отзывы об образовательном интенсиве:

Список публикаций

Публикации:

Статья в издании ВАК

Стажировка "Эффективные практики наставнической деятельности в школе", октябрь 2022 г.

Презентации:

Диссеминация педагогического опыта:

  • Видеоролик
  • Итоговый доклад
  • Презентация к итоговому докладу

  • Новости 

    1. В МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска» в рамках реализации программы наставничества «К успеху – вместе!», разработанной по модели наставничества «ученик – ученик», 16 марта 2022 г. состоялся День проектов для обучающихся 5-7 классов. Программа направлена на достижение результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», исполнение Распоряжения Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. № Р-145 о внедрении Целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.

    Модель наставничества «Ученик-ученик» в организации проектной и исследовательской деятельности с обучающимися предполагает работу наставнических пар по разработке и реализации проекта. Наставниками для обучающихся 5-7 классов являются учащиеся предпрофильных и профильных классов школы. В рамках Дня проектов были представлены результаты этой работы. Проекты были разработаны наставническими парами с привлечением экспертов: учителей школы и преподавателей ВУЗов.

    Защита проектных работ была организована в 12 секциях. Экспертами на публичной защите работ были как учителя школы, так и учащиеся профильных классов.

    2. В МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска» в рамках реализации программы наставничества «Проекты сегодня – профессия завтра!», разработанной по модели наставничества «учитель - ученик – научный консультант», 28 апреля 2022 г. состоялся День науки для обучающихся 8-11 классов. Программа направлена на достижение результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», исполнение Распоряжения Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. № Р-145 о внедрении Целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. ...читать далее


    3. В соответствии с планом-графиком реализации инновационного проекта в рамках региональной инновационной площадки по теме «Стратегии наставничества как механизм социальной адаптации учащихся» специалистами МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска» была разработана программа образовательного интенсива «Программа наставничества: от идеи – к реализации». В соответствии с разработанной программой 4 мая 2022 г. образовательный интенсив был проведен Евгенией Ивановной Маркиной, старшим методистом МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска», для управленческих команд общеобразовательных организаций Карталинского района Челябинской области. Образовательный интенсив проведен в целях диссеминации инновационного опыта МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска» в части проектирования эффективной системы наставничества обучающихся, повышения профессиональных навыков проектного управления административных и педагогических работников для введения и реализации технологий наставничества. Результатом образовательного интенсива стал портфель проектов программ наставничества. После проведения образовательного интенсива МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска» было заключено 15 договоров о сетевом взаимодействии с образовательными организациями Карталинского района Челябинской области.

    4. В МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска» в рамках  реализации программы наставничества «Знаю. Хочу. Могу. Делаю», разработанной по модели наставничества «учитель - ученик  – мастер», 16 мая 2022 г. состоялся День профессий для учащихся 8-9  классов.  Программа направлена  на достижение результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», исполнение Распоряжения Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. № Р-145 о внедрении Целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.

    Модель наставничества «учитель – ученик - мастер» предполагает сетевое взаимодействие школы с образовательными и социальными партнерами по организации профессионального самоопределения учащихся, в рамках которого наставничество осуществляется как педагогом-предметником, так и преподавателем среднего профессионального обучения, выступающий в роли консультанта-наставника.

    В рамках Дня профессий педагогами проведены мастер-классы для учащихся, предполагающие знакомство с профессиями повара и спасателя.

    Обновление сетевого взаимодействия колледжа и школы решает задачи не только дидактические и воспитательные, но и социально-педагогические, обеспечивает более глубокую индивидуализацию образовательной деятельности, способствует расширению возможностей ресурсного обеспечения реализации основных образовательных программ.

    Такое взаимодействие обеспечивает и раннюю профессиональную ориентацию школьников, способствует осознанному выстраиванию траектории будущего профессионального обучения. 

      
      

    5. В МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска» в рамках реализации программы наставничества «Содружество - Лидер», разработанной по модели наставничества «ученик - ученик – научный консультант», 20 мая 2022 г. состоялся День самоуправления для лидеров классных ученических коллективов 5-11 классов. Программа направлена на достижение результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», исполнение Распоряжения Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. № Р-145 о внедрении Целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. Модель наставничества «ученик– ученик» в рамках ученического самоуправления предполагает использование формы коллективного наставничества, когда за классными коллективами младшего возраста закрепляются коллективы старшего возраста. В рамках проектной сессии, организованной в ходе проведения Дня самоуправления, были разработаны модели проведения воспитательных событий по принципу «Старший младшему». Все разработанные мероприятия были включены в план работы следующего учебного года.

      

    6. В целях создания условий для повышения у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом и формированию навыков здорового образа жизни посредством технологий наставничества и сетевого взаимодействия педагогами МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска» была разработана программа наставничества «Совместный старт», разработанная по модели «учитель – ученик», «ученик – ученик».

    Задачи реализации программы:

    • обеспечить условия для индивидуализации физического воспитания, выявления и поддержки наставляемых, проявляющих выдающиеся способности в области физической культуры, через реализацию индивидуальных образовательно-воспитательных проектов;

    • разработать механизмы формирования навыков здорового образа жизни, обеспечить их активное внедрение в воспитательный процесс;

    • обеспечить условия для привлечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в различные формы физического развития и спортивные мероприятия;

    • обеспечить в рамках реализации образовательных программ, внеурочной и соревновательной деятельности сетевое взаимодействие с использованием ресурсов иных организаций, в том числе организаций дополнительного образования детей.


    7. В целях создания условий для подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества посредством технологий наставничества и сетевого взаимодействия педагогами МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска» была разработана программа наставничества «Наставничество – профессиональные ориентиры».

    Задачи реализации программы:

    • обеспечить организацию индивидуального, группового, коллективного наставничества для наставляемых – обучающихся с ОВЗ;
    • способствовать раскрытию потенциала каждого наставляемого, осознанию им своего образовательного и личностного потенциала;
    • способствовать развитию у наставляемых социально-бытовой ориентации, накоплению у них трудовых и профессиональных умений и навыков;
    • обеспечить освоение наставляемыми активных форм взаимодействия со сверстниками, развитие у них коммуникативных компетенций;
    • обеспечить условия для активной социализации и социальной адаптации наставляемых;
    • способствовать осознанному выбору наставляемыми дальнейших траекторий обучения;
    • обеспечить в рамках реализации программы наставничества сетевое взаимодействие с использованием ресурсов иных организаций.

    8. В МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска» стартовала профильная смена. В рамках реализации инновационного проекта «Стратегии наставничества как механизм социальной адаптации учащихся» открыты 5 профильных отрядов: «Путь к профессии» (естественнонаучный профиль), «Лан#Дыши» (экологический профиль), «МиФ» (технологический профиль), «Олимпийцы» (физкультурно-оздоровительный профиль), «Искатели» (гуманитарный профиль).

    9. Вот и закончилась летняя профильная смена. Насколько она была продуктивной, судить вам… Предлагаем вашему вниманию дневники профильных отрядов.

    10. Стажировка "Эффективные практики наставнической деятельности в школе",  октябрь 2022 г.

    25-26 октября 2022 года в рамках реализации научно-прикладного проекта по теме «Стратегии наставничества как механизм социальной адаптации учащихся» в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 68 г. Челябинска имени Родионова Е.Н.» прошла стажировка по дополнительной профессиональной программе «Эффективные практики организации наставнической деятельности в школе».

    Цель реализации дополнительной профессиональной программы – совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в наставнической деятельности по формированию у обучающихся метакомпетенций («навыков XXI века»).

    В рамках проблемного поля слушателям был представлен опыт МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска» по реализации модели наставничества по следующим направлениям:

    • Использование модели наставничества «учитель – ученик – научный консультант» в организации научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
    • Формирование метапредметных компетенций обучающихся профильных классов с использованием механизмов социального партнерства и наставничества
    • Программа наставничества как механизм развития педагогических способностей обучающихся, их отбора в профильные психолого-педагогические классы
    • Использование модели наставничества «учитель-ученик-мастер» в работе по профессиональному самоопределению обучающихся
    • Реализация модели наставничества «ученик – ученик» в волонтерской деятельности по формированию финансовой грамотности
    • Формы индивидуального, парного и коллективного наставничества в организации воспитательной работы школы
    • Организация работы с детьми-инофонами через технологии наставничества.

    В работе стажировочной площадки приняли участие представители социальных партнеров школы:

    • Александр Георгиевич Обоскалов, проректор ГБУ ДПО ЧИППКРО, кандидат педагогических наук, доцент
    • Надежда Евгеньевна Скрипова, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО ЧИППКРО, доктор педагогических наук, доцент 
    • Серафима Георгиевна Левина, декан естественно-технологического факультета ЮУрГППУ, доктор биологических наук, кандидат химических наук, профессор 
    • Владислав Владимирович Фадеев, старший лаборант научно-учебной лаборатории кафедры химической технологии и вычислительной химии
    • ФГБОУ ВО «ЧелГУ» Ирина Геннадьевна Карпенко, старший преподаватель кафедры химии, экологии и методики обучения химии ЮУрГППУ
    • Юлия Александровна Важенина, заместитель директора по учебно-производственной работе Челябинского промышленного колледжа
    • Ирина Александровна Кетова, руководитель Челябинского регионального Центра финансовой грамотности.

    Стажировку прошли 20 руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций Челябинской области из Варненского, Карталинского, Коркинского, Кусинского, Саткинского, Троицкого, Чесменского муниципальных районов, Челябинского и Трехгорного городских округов.

    Завершилась стажировка образовательным интенсивом «Программа наставничества: от идеи – к реализации», результатом которого стал портфель концепт-идей программ наставничества.

     Группа «ВКонтакте»


    2023 год

    Соглашения о сотрудничестве с организациями-сетевыми партнёрами:

    Отзывы:

    Новости

    1. В МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска» в рамках реализации инновационного проекта «Стратегии наставничества как механизм социальной адаптации учащихся» продолжатся программа наставничества «Знаю.Хочу.Могу.Делаю», в основе которой лежит модель наставничества «учитель – ученик - мастер»,  предполагающая сетевое взаимодействие школы с образовательными и социальными партнерами по организации профессионального самоопределения учащихся, в рамках которого наставничество осуществляется как педагогом-предметником, так и преподавателем среднего профессионального обучения, выступающий в роли консультанта-наставника.

    Уникальная возможность познакомиться с историей завода ЧТЗ нашим детям представилась в рамках  всероссийской акции «Неделя без турникетов», которую ежегодно проводит общероссийская общественная организация «Союз машиностроителей России».

    Начальник службы коммуникаций «ЧТЗ-УРАЛТРАК» Анастасия Магнитова встретила гостей на предзаводской площади возле памятника первому трактору, откуда отлично видны барельефы орденов, которыми награждено предприятие. Чтобы разобраться, за что именно завод получил такие высокие награды, экскурсанты проходят на предприятие. 

    Ребятам подробно рассказывают, с чего начиналось строительство предприятия, в каких условиях возводились первые цеха, для чего они создавались и какие задачи выполняли.  В качестве примера ребят провожают в инструментальное хозяйство – подготовительное производство, где выпускают различную оснастку и обрабатывающие инструменты. Об этом и многом другом школьникам рассказывает ведущий инженер Радостев Валерий Иванович. В процессе экскурсии школьники попадают на специальный участок, где учебный центр ведет подготовку молодых рабочих. Школьникам рассказывают о возможности получить тут дефицитную рабочую профессию и о вакансиях, которые может предложить предприятие.

    Затем группа отправляется на моторное производство, в цех высокоточных станков. Там ребятам показывают, как производится мехобработка деталей для двигателей на современном высокоточном оборудовании. Рассказ интерактивен: ребята могут подойти к рабочему месту, где им покажут, какие конкретные операции выполняет тот или иной станок.

    А в конце экскурсии – самое интересное: посещение участка опытной дорожно-строительной техники, где хранятся исторические машины: танки Т-34, ИС-3, самоходка ИСУ-152 и трактора. Кстати, ребятам представилась редкая возможность не только увидеть эти машины, но и понаблюдать, как происходит их техобслуживание: как раз в эти дни заводчане готовят историческую технику к участию в параде Победы.

      
      

    2. 25 апреля 2023 года МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска» приняла участие в Международном образовательном телемосте «Наставничество в образовании: традиции, практика, стратегии развития», организованном БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» в рамках Года педагогов и наставников в Российской Федерации. В работе телемоста принимали участие представители общеобразовательных организаций, организаций высшего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан.

    Опыт реализации программы наставничества «ПРОФИ#ПЛЮС», реализуемой в МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска», направленной на внедрение эффективных механизмов выявления профессиональных дефицитов и потребностей педагогических работников, выстраивание и реализацию индивидуальных траекторий профессионального развития, представила на этом форуме заместитель директора по учебно-воспитательной работе Новикова Ольга Александровна.

    3. С целью диссеминации инновационного опыта МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска» по реализации проекта «Стратегии наставничества как механизм социальной адаптации учащихся» 27 апреля 2023 года для школьных команд общеобразовательных организаций Коркинского муниципального округа Маркиной Евгенией Ивановной был проведен образовательный интенсив в формате проектной сессии «Программа наставничества: от разработки к реализации» в объеме 8 часов для общеобразовательных организаций Коркинского муниципального округа.

    Участники интенсива получили опыт проектирования эффективной системы наставничества и профессиональные навыки проектного управления управленческих и педагогических работников. Школьными командами были разработаны концепт-идеи программ наставничества, которые были прокомментированы и оценены экспертом и коллегами.

      
      

    4. 28 апреля 2023 года на площадках МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска» состоялось заседание секции XVI Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов «Экологическая безопасность, здоровье и образование», в которой приняли участие обучающиеся нашей школы, МАОУ «Лицей № 77 г. Челябинска», МАОУ «Гимназия №76 г. Челябинска», МАОУ «СОШ №108». Ребята представляли свои исследовательские работы по направлениям «Экология» и Здоровьесбережение», выполненные под руководством своих наставников из числа педагогов школ и преподавателей ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», ФГАОУ ВО «ЧелГУ».

    Оценивали работы школьников Колесник Евгений Анатольевич, кандидат биологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин ФГБОУ ВО ЮУрГППУ, Натарова Дарья Вячеславовна, кандидат педагогических  наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин ФГБОУ ВО ЮУрГППУ, Валеева Галина Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин ФГБОУ ВО ЮУрГППУ, Горшенина Людмила Владимировна, педагог дополнительного образования МБУДО «ДЮЦ», Рудакова Татьяна Михайловна, учитель биологии и химии МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска», Ильина Светлана Павловна, учитель биологии МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска».

    По итогам работы конференции дипломами I степени награждены:

    • Хозова Софья, учащаяся МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска»
    • Захаров Владимир, учащийся МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска»
    • Никулина Евгения, учащаяся МАОУ «Лицей № 77 г. Челябинска»
    • Дипломы II степени получили
    • Высочин Марк, учащийся МАОУ «Лицей № 77 г. Челябинска»
    • Егунов Ян Сергеевич, учащийся МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска»
    • Сергеева Мария, учащаяся МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска»
    • Шаламова Мария, учащаяся МАОУ «Лицей № 77 г. Челябинска»

    Дипломами III степени награждены:
    • Гизатуллина Венера, учащаяся МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска»
    • Нечеухина Ульяна, МБУ ДО «ДЮЦ»

    5. Программа наставничества «ПРОФИ#ПЛЮС» реализуется в МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска» по модели «учитель – учитель» с вариацией «учитель – учитель – научный консультант» посредством организации деятельности постоянной или временной наставнической пары / группы, где наставником является педагог школы, имеющий высокие результаты педагогической деятельности, или научный консультант из числа специалистов учреждений высшего и дополнительного профессионального педагогического образования.
    При реализации Программы используются следующие модели наставничества: традиционная («один на один»), партнёрское наставничество (равный – равному», групповое («круги наставничества»), ситуационное, реверсивное, виртуальное наставничество.
    Ярким примером традиционного и реверсивного наставничества является наставническая пара: Ковш Ольги Александровны, учителя географии, и ее наставника Осадчей Светланы Станиславны, учителя химии. В рамках наставнического сотрудничества Ковш О.А. был разработан индивидуальный проектно-образовательный трек, включающий такие проблемы молодого специалиста, как формирование и развитие функциональной грамотности, групповые формы организации деятельности обучающихся и технология проектного обучения. В свою очередь наставник получила от наставляемого уроки по использованию отдельных приемов информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов.
    Проектными продуктами деятельности Ковш Ольги Александровны и Осадчей Светланы Станиславны стали совместный открытый урок и мастер-класс, которые они продемонстрировали в рамках муниципального конкурса молодых педагогов и их наставников «Педагогический прорыв», где стали финалистами. 

      
      

    6. В рамках мероприятий Года педагога и наставника, направленных на повышение престижа профессии учителя, с целью популяризации знаний о наставничестве, выявления и обобщения лучших практик в сфере наставничества в Челябинской области с 3 апреля по 5 мая 2023 года состоялся региональный конкурс «Наставник74».

    В конкурсе приняли участие 13 муниципальных образований Челябинской области, представившие 41 работу.

    Ребята нашей школы показали отличные результаты в этом конкурсе.

    В номинации «Графическая история» 1 место заняла Щербинина Ангелина, учащаяся 9 класса (руководитель М.В. Шахрай), а 3 место – Криворотова Анна, учащаяся 9 класса (руководитель А.О. Ершова).

    Гизатуллина Венера, учащаяся 10 класса, (руководитель Т.М. Рудакова) удостоилась 2 места в номинации «Наставник в кадре». И в номинации «Я – наставник» Ковалева Елизавета, учащаяся 10 класса, (руководитель Т.В. Ульянова) заняла 1 место.

    Поздравляем победителей!

    7. В рамках реализации региональной инновационной площадки «Стратегия наставничества как механизм социальной адаптации учащихся» 16.05.2023 года в г. Кыштым в СОШ № 3 был проведен практико-ориентированный семинар «Практика работы школы  в рамках реализации инновационного проекта «От детского сада до выпускного экзамена: эффективные практики организации образовательной среды, направленные на адаптацию и социализацию детей с миграционной историей».  Администрация и творческая группа педагогов МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска» представили позитивный педагогический опыт, продукты инновационной методической деятельности в реализации модели наставничества «учитель-ученик» в работе с детьми с миграционной историей.

      
      


    В рамках реализации программ наставничества летом 2023 года в школе функционировали летние профильные смены: естественно-научной направленности «ОТ УРБОЭКОЛОГИИ К ЭКОУРБОЛОГИИ» и «ПУТЬ К ПРОФЕССИИ»; технологической направленности «БУДУЩИЙ ИНЖЕНЕР»; социальной направленности «ЛИДЕР».

    Дневники профильных смен:

    Программа наставничества «МЫ ВМЕСТЕ» направлена на языковую адаптацию детей с миграционной историей, их успешную интеграцию в социум на основе знания языка, в том числе на решение проблем их профессионального самоопределения, посредством технологий наставничества.

    В целевую группу наставничества по моделям «учитель – ученик», «учитель – ученик – мастер» входят обучающиеся с миграционной историей 5-9 классов и наставники: педагогические работники МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска» и организаций сетевых партнеров.

    Реализация программы осуществляется в филиале № 3 МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска». 

    • Программа наставничества «МЫВМЕСТЕ»

    В журнале «Современное педагогическое образование» (ВАК) №8 2023 г. Опубликована статья Уторовой Л.Р., Новиковой О.А. «Успешные практики наставничества в школе с использованием потенциала социального партнёрства»

    В научно-теоретическом и методическом журнале «Химия в школе» (№ 7, 2023 г.) опубликована статья Осадчая С. С., учителя химии, Ковш О. А., учителя географии «Интегративное занятие «Кулинарная карта России глазами географа и химика»

    В статье представлен сценарий интегративного учебного занятия – итоговый методический продукт взаимодействия молодого специалиста и педагога-наставника в рамках реализации программы наставничества в МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска». Межпредметная интеграция способствует развитию интеллекта, творческих способностей, коммуникативных навыков, навыков работы в команде, расширяет представления учащихся о педагогической деятельности.

    В октябре – ноябре 2023 года при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках проведения Форума наставников – 2023, в целях пропаганды наставнической деятельности, повышения престижа и усиления роли наставника и наставнической деятельности в обществе прошел Всероссийский конкурс «Лучшие практики наставничества».

    МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска» приняла участие в этом конкурсе номинации «Лучшая практика в сфере воспитания и социализации» и по итогам конкурса вошла в ТОП-50 лучших практик, которые войдут во Всероссийский банк лучших практик наставничества.



    Загрузка плеера


    20 ноября 2023 года «Цифровая образовательная среда: условия, ресурсы, инструменты» МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска» принимала гостей – коллег из г. Томска и Томской области в рамках стажировки «Цифровая образовательная среда: условия, ресурсы, инструменты».

    Для слушателей были представлены педагогические мастерские «Создание организационно-управленческих и методических условий для эффективной деятельности педагогов в цифровой образовательной среде посредством технологий наставничества», «Моделирование современного урока химии с помощью цифровых ресурсов», «Использование цифровых ресурсов в научно-исследовательской и проектной деятельности с обучающимися», а также практикумы «Способы создания собственного цифрового образовательного контента учителя», «Инфографика как средство визуализации данных». Завершилась встреча за круглым столом «Эффективные практики организации цифровой образовательной среды в образовательной организации».

    20-21 октября 2023 года в рамках реализации научно-прикладного проекта по теме «Стратегии наставничества как механизм социальной адаптации учащихся» в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 68 г. Челябинска имени Родионова Е.Н.» прошла стажировка по дополнительной профессиональной программе «Эффективные практики организации наставнической деятельности в школе».

    Цель реализации дополнительной профессиональной программы – совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в наставнической деятельности по формированию у обучающихся метакомпетенций («навыков XXI века»).

    Стажировку прошли школьные команды, включающие руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций из двух муниципальных образований Челябинской области .

    В работе стажировочной площадки приняли участие специалисты ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации», представители учреждений высшего и среднего профессионального образования Челябинской области, руководящие и педагогические работники МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска».

    26 октября 2023 года МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска» представила опыт по теме «Технологии наставничества как средство реализации инновационных практик» в рамках стажировки «Методическое сопровождение управления инновационной деятельностью образовательных организаций и профессиональных сообществ в муниципалитете», организованной ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования».

    Слушателям были представлены интерактивная лекция «Реализация инновационного проекта «Стратегии наставничества как механизм социальной адаптации обучающихся», педмастерские «Эффективные практики реализации модели наставничества «учитель – ученик – научный консультант» с использованием потенциала социального партнерства», «Эффективные практики реализации модели наставничества «учитель – ученик – мастер» с использованием потенциала социального партнерства, в том числе в работе с детьми с ОВЗ», «Наставничество как механизм преемственности в работе между школой и детским садом в обучении русскому языку детей с миграционной историей», «Управление образовательной организацией в части повышения квалификации и непрерывного профессионального развития педагогических работников». Завершающим этапом стала форсайт-сессия «Технологии наставничества как средство реализации инновационных практик».

    Стажировку на базе школы прошли команды муниципальных методических служб из Карабашского, Кыштымского, Троицкого, Южноуральского городских округов, Красноармейского, Саткинского, Сосновского, Нагайбакского муниципальных районов и Коркинского муниципального округа. 

    2024 г.

    Договоры о сотрудничестве: