Региональная инновационная площадка 

«Стратегии наставничества как механизм социальной адаптации учащихся», 

2021, 2022 гг.

Основная идея целевой  модели наставничества:  модернизация общего образования, интеграция его с дополнительным образованием в логике реализации моделей наставничества (учитель – ученик (с вариациями «учитель – ученик – научный руководитель», «учитель – ученик – мастер»), ученик – ученик),  направленных  на развитие навыков 21 века (далее –метакомпетенций) обучающихся, в том числе с ОВЗ:

а) в общем образовании (через реализацию основных образовательных программ основного и среднего общего образования: учебные предметы, элективные курсы, предпрофильное и профильное обучение; курсы внеурочной деятельности) с  использованием потенциала профессорско-преподавательского состава Южно-Уральского государственного университета, Челябинского государственного университета, Челябинского государственного промышленно-гуманитарного техникума им. А.В. Яковлева, Челябинского профессионального колледжа, представителей Челябинского трубопрокатного завода (проект «Будущее белой металлургии»);

б) в дополнительном образовании детей, которое организуется на базе  МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска» посредством реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;

в) в объединении усилий МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска» и учреждений дополнительного образования: детский технопарк «Кванториум», Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской г. Челябинска, Детско-юношеский центр города Челябинска.

Цель: создание эффективной системы наставничества обучающихся, в том числе с ОВЗ, направленных на развитие метакомпетенций, способствующих их активной социализации и социальной адаптации.

Задачами реализации проекта являются:

1. Сконструировать и апробировать модель наставничества обучающихся, в том числе с ОВЗ, в логике социального партнёрства, направленной на улучшение качества образования, с представлением нормативных, управленческих, содержательных и технологических аспектов;

2. Раскрыть личностный и профессиональный потенциал учащихся путем создания мотивирующих сред интегрированного образовательного пространства, реализации программ наставничества, связанных с выбором будущей образовательной и профессиональной траектории, направленных на социальную адаптацию;

3. Создать профессиональную и мотивированную команду участников образовательных отношений, разделяющих ценности наставничества и комфортной среды для персонифицированного неформального и информального повышения профессионального мастерства педагогов.

Общественная значимость Целевой модели наставничества для развития системы образования в Челябинской области заключается в создании и применении практики социальной адаптации учащихся, их профессиональном самоопределении, воспитании для региона будущих высококвалифицированных кадров.

Модель наставничества

2021 г. 

Нормативно-правовые документы

Договоры о сотрудничестве:

Программы Наставничества

Вебинар. Презентации к вебинару

Список публикаций

Публикации

Статья в издании ВАК

Статьи по итогам участия научно-практических конференциях:

Итоговый доклад

Презентация к итоговому докладу

  Методические рекомендации
Новости

2021 г. 

1. Коллективом школы №68 разработана Целевая модель наставничества, обеспечивающая реализацию федеральных образовательных стандартов общего образования с учетом концепций преподавания учебных предметов (предметных областей) ссылка

2. Итоги XIV Всероссийской научно-практической конференции

23 апреля 2021 г. МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска» стала площадкой для проведения секции «Юный исследователь» XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Экологическая безопасность, здоровье и образование» читать далее

3. Дневник профильной смены

В «МБОУ СОШ № 68 г. Челябинска» с 1 июня 2021 г. стартовала летняя профильная смена естественно-научной направленности «ПУТЬ К ПРОФЕССИИ». Руководитель профильного отряда, учитель химии  Светлана Станиславна Осадчая описала основные события профильной смены в Дневнике, с которым мы Вам предлагаем ознакомиться. подробнее

4. С 1 сентября 2021 г. в МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска» началась реализация 5 программ наставничества: «Проекты сегодня — профессия завтра», «Знаю. Могу. Делаю. Педагоги школы №68 Осадчая С.С., учитель химии, и Юмина К.Ю., учитель математики, стали победителями муниципального этапа конкурса «Новой школе — новые стандарты». ссылка

5. В рамках реализации программы наставничества в сентябре 2021 года наши обучающиеся участвовали в просветительском марафоне «Новое знание», в рамках которого З. И. Тюмасева – доктор пед. наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, академик МАНЭБ, ПАНИ, МАНПО, зав. кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин ЮУрГГПУ,  провела публичную лекцию на тему «Календарь здорового человека».

Такие встречи для ребят очень важны. Они позволяют глубже узнать изучаемые предметы, заинтересовать, показать на практике область применения полученных знаний. Благодаря сотрудничеству с вузами города, у нас есть возможность приглашать специалистов высококлассного уровня, которые делятся своим опытом.

6. В рамках реализации программы заключен договор между МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска» и Челябинским профессиональным колледжем, в соответствии с которым учащиеся восьмых предпрофильных классов проходят профессиональные пробы по специальностям «Кондитер», «Повар», «Пекарь», «Сервис на железнодорожном транспорте», «Машинист электровоза». Ребята работают в современных лабораториях, пробуя себя в разных профессиях на прикладном уровне.

7. С 12 по 14 октября 2021 г. учитель химии Светлана Станиславна Осадчая приняла участие в VI Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в химическом образовании в контексте современной образовательной политики». Светлана Станиславна рассказала об опыте проведения летней профильной смены естественнонаучной направленность «Путь к профессии», основанной на апробации модели наставничества «учитель — ученик — научный консультант».

Программа наставничества «Знаю. Хочу. Могу. Делаю» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 68 г. Челябинска имени Родионова Е.Н.» по моделям «учитель – ученик», «учитель – ученик – мастер» (далее – Программа наставничества) разработана во исполнение Распоряжения Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», а также приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 14 августа 2020 года № 01/1739 «Об утверждении Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области». Программа наставничества направлена на достижение результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». читать далее

8. В рамках программы «Знаю. Могу. Делаю» проведены «Профессиональные пробы» в Челябинском промышленно-гуманитарном колледже имени Яковлева по специальностям: «Мастер сухого строительства», «Парикмахерское дело», «Поварское дело», «Автомеханика».






9. В рамках программы наставничества «К успеху вместе!» 2 команды нашей школы – «Углеродная пантера» и «Электрон – 68» - приняли участие в заочном этапе регионального химического турнира! Межрегиональный химический турнир  – командное соревнование, заключающееся в решении открытых химических задач и защите своих решений. В турнире участвуют команды учащихся учреждений среднего общего образования. Целями Турнира являются развитие у учащихся интереса к науке, популяризация химии, обучение работе в творческих коллективах и развитие презентационных навыков.

Команда «Электрон – 68» заняла 5 место среди 16 команд, принимавших участие в очном этапе конкурса. А участники турнира – Алферова Милена, Ледяева Ангелина и Черепанова Елизавета – стали призерами в личном зачете! Наши результаты ссылка

10. В рамках реализации программы наставничества «Знаю. Могу. Делаю» состоялись «Профессиональные пробы» для учащихся 8 предпрофильных классов в Челябинском техникуме промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего.

11. 23 октября 2021 года в Региональном центре выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи Челябинской области «Курчатов Центр» для участников программы «Сириус. Лето: Начни свой проект» состоялась «Ярмарка проектов». На мероприятии научные и индустриальные партнеры центра презентовали свои проектные задачи.

В мероприятии приняли и учащиеся 10а класса МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска» Сурина Влада, Голуб Ксения и Вьюхина Арина. Их научный консультант – наставник Зинина Оксана Владимировна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры «Пищевые и биотехнологии» Южно-Уральского государственного университета представляла проект «Вторичное сырье пищевых производств как источник функциональных ингредиентов для продуктов питания».

Нашим десятиклассницам предстоит принять участие в разработке этого проекта, по результатам которого могут стать участниками Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы»...фотоотчет

В целях выявления и распространения эффективного опыта реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, а также опыта реализации принятых концепций преподавания по учебным предметам в Челябинской области в сентябре традиционно проходил региональный конкурс профессионального мастерства научно-методических материалов «Новой школе – новые стандарты» (далее – Конкурс)...подробнее

12. Команда МБОУ "СОШ № 68 г. Челябинска" приняла участие в ТРЕТЬЕМ УРАЛЬСКОМ ХИМИЧЕСКОМ ТУРНИРЕ, который проходил с 9 по 11 декабря 2021 года в г. Екатеринбург. В турнире принимали участие команды нескольких регионов: Ханты-Мансийского и Яма́ло-Не́нецкого автоно́мных округов, Тюменской, Курганской, Челябинской и Свердловской областей. На площадке царила волшебная атмосфера турнира, первые бои начались с теории и практики в области электрохимии, затем три квалификационных круга - последовательность вызовов, в течение которых каждая команда выступает в каждой из трех ролей (Докладчика, Оппонента, Рецензента) по одному разу. Напряженная и волнительная обстановка во время защиты и полемики, неповторимая атмосфера синтеза дружбы и соперничества, царящие на протяжении всего турнира, запомнятся нашей команде надолго...фотоотчет



  Группа «ВКонтакте»

2022 г.

Нормативно-правовые документы:


Соглашения с сетевыми партнерами

Программы Наставничества

Программа образовательного интенсива

Отзывы об образовательном интенсиве:

Список публикаций

Публикации:

Статья в издании ВАК

Стажировка "Эффективные практики наставнической деятельности в школе", октябрь 2022 г.

Презентации:

Диссеминация педагогического опыта:

  • Видеоролик
  • Итоговый доклад
  • Презентация к итоговому докладу

  • Новости 

    1. В МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска» в рамках реализации программы наставничества «К успеху – вместе!», разработанной по модели наставничества «ученик – ученик», 16 марта 2022 г. состоялся День проектов для обучающихся 5-7 классов. Программа направлена на достижение результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», исполнение Распоряжения Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. № Р-145 о внедрении Целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.

    Модель наставничества «Ученик-ученик» в организации проектной и исследовательской деятельности с обучающимися предполагает работу наставнических пар по разработке и реализации проекта. Наставниками для обучающихся 5-7 классов являются учащиеся предпрофильных и профильных классов школы. В рамках Дня проектов были представлены результаты этой работы. Проекты были разработаны наставническими парами с привлечением экспертов: учителей школы и преподавателей ВУЗов.

    Защита проектных работ была организована в 12 секциях. Экспертами на публичной защите работ были как учителя школы, так и учащиеся профильных классов.

    2. В МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска» в рамках реализации программы наставничества «Проекты сегодня – профессия завтра!», разработанной по модели наставничества «учитель - ученик – научный консультант», 28 апреля 2022 г. состоялся День науки для обучающихся 8-11 классов. Программа направлена на достижение результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», исполнение Распоряжения Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. № Р-145 о внедрении Целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. ...читать далее


    3. В соответствии с планом-графиком реализации инновационного проекта в рамках региональной инновационной площадки по теме «Стратегии наставничества как механизм социальной адаптации учащихся» специалистами МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска» была разработана программа образовательного интенсива «Программа наставничества: от идеи – к реализации». В соответствии с разработанной программой 4 мая 2022 г. образовательный интенсив был проведен Евгенией Ивановной Маркиной, старшим методистом МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска», для управленческих команд общеобразовательных организаций Карталинского района Челябинской области. Образовательный интенсив проведен в целях диссеминации инновационного опыта МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска» в части проектирования эффективной системы наставничества обучающихся, повышения профессиональных навыков проектного управления административных и педагогических работников для введения и реализации технологий наставничества. Результатом образовательного интенсива стал портфель проектов программ наставничества. После проведения образовательного интенсива МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска» было заключено 15 договоров о сетевом взаимодействии с образовательными организациями Карталинского района Челябинской области.

    4. В МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска» в рамках  реализации программы наставничества «Знаю. Хочу. Могу. Делаю», разработанной по модели наставничества «учитель - ученик  – мастер», 16 мая 2022 г. состоялся День профессий для учащихся 8-9  классов.  Программа направлена  на достижение результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», исполнение Распоряжения Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. № Р-145 о внедрении Целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.

    Модель наставничества «учитель – ученик - мастер» предполагает сетевое взаимодействие школы с образовательными и социальными партнерами по организации профессионального самоопределения учащихся, в рамках которого наставничество осуществляется как педагогом-предметником, так и преподавателем среднего профессионального обучения, выступающий в роли консультанта-наставника.

    В рамках Дня профессий педагогами проведены мастер-классы для учащихся, предполагающие знакомство с профессиями повара и спасателя.

    Обновление сетевого взаимодействия колледжа и школы решает задачи не только дидактические и воспитательные, но и социально-педагогические, обеспечивает более глубокую индивидуализацию образовательной деятельности, способствует расширению возможностей ресурсного обеспечения реализации основных образовательных программ.

    Такое взаимодействие обеспечивает и раннюю профессиональную ориентацию школьников, способствует осознанному выстраиванию траектории будущего профессионального обучения. 

      
      

    5. В МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска» в рамках реализации программы наставничества «Содружество - Лидер», разработанной по модели наставничества «ученик - ученик – научный консультант», 20 мая 2022 г. состоялся День самоуправления для лидеров классных ученических коллективов 5-11 классов. Программа направлена на достижение результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», исполнение Распоряжения Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. № Р-145 о внедрении Целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. Модель наставничества «ученик– ученик» в рамках ученического самоуправления предполагает использование формы коллективного наставничества, когда за классными коллективами младшего возраста закрепляются коллективы старшего возраста. В рамках проектной сессии, организованной в ходе проведения Дня самоуправления, были разработаны модели проведения воспитательных событий по принципу «Старший младшему». Все разработанные мероприятия были включены в план работы следующего учебного года.

      

    6. В целях создания условий для повышения у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом и формированию навыков здорового образа жизни посредством технологий наставничества и сетевого взаимодействия педагогами МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска» была разработана программа наставничества «Совместный старт», разработанная по модели «учитель – ученик», «ученик – ученик».

    Задачи реализации программы:

    • обеспечить условия для индивидуализации физического воспитания, выявления и поддержки наставляемых, проявляющих выдающиеся способности в области физической культуры, через реализацию индивидуальных образовательно-воспитательных проектов;

    • разработать механизмы формирования навыков здорового образа жизни, обеспечить их активное внедрение в воспитательный процесс;

    • обеспечить условия для привлечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в различные формы физического развития и спортивные мероприятия;

    • обеспечить в рамках реализации образовательных программ, внеурочной и соревновательной деятельности сетевое взаимодействие с использованием ресурсов иных организаций, в том числе организаций дополнительного образования детей.


    7. В целях создания условий для подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества посредством технологий наставничества и сетевого взаимодействия педагогами МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска» была разработана программа наставничества «Наставничество – профессиональные ориентиры».

    Задачи реализации программы:

    • обеспечить организацию индивидуального, группового, коллективного наставничества для наставляемых – обучающихся с ОВЗ;
    • способствовать раскрытию потенциала каждого наставляемого, осознанию им своего образовательного и личностного потенциала;
    • способствовать развитию у наставляемых социально-бытовой ориентации, накоплению у них трудовых и профессиональных умений и навыков;
    • обеспечить освоение наставляемыми активных форм взаимодействия со сверстниками, развитие у них коммуникативных компетенций;
    • обеспечить условия для активной социализации и социальной адаптации наставляемых;
    • способствовать осознанному выбору наставляемыми дальнейших траекторий обучения;
    • обеспечить в рамках реализации программы наставничества сетевое взаимодействие с использованием ресурсов иных организаций.

    8. В МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска» стартовала профильная смена. В рамках реализации инновационного проекта «Стратегии наставничества как механизм социальной адаптации учащихся» открыты 5 профильных отрядов: «Путь к профессии» (естественнонаучный профиль), «Лан#Дыши» (экологический профиль), «МиФ» (технологический профиль), «Олимпийцы» (физкультурно-оздоровительный профиль), «Искатели» (гуманитарный профиль).

    9. Вот и закончилась летняя профильная смена. Насколько она была продуктивной, судить вам… Предлагаем вашему вниманию дневники профильных отрядов.

    10. Стажировка "Эффективные практики наставнической деятельности в школе",  октябрь 2022 г.

    25-26 октября 2022 года в рамках реализации научно-прикладного проекта по теме «Стратегии наставничества как механизм социальной адаптации учащихся» в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 68 г. Челябинска имени Родионова Е.Н.» прошла стажировка по дополнительной профессиональной программе «Эффективные практики организации наставнической деятельности в школе».

    Цель реализации дополнительной профессиональной программы – совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в наставнической деятельности по формированию у обучающихся метакомпетенций («навыков XXI века»).

    В рамках проблемного поля слушателям был представлен опыт МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска» по реализации модели наставничества по следующим направлениям:

    • Использование модели наставничества «учитель – ученик – научный консультант» в организации научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
    • Формирование метапредметных компетенций обучающихся профильных классов с использованием механизмов социального партнерства и наставничества
    • Программа наставничества как механизм развития педагогических способностей обучающихся, их отбора в профильные психолого-педагогические классы
    • Использование модели наставничества «учитель-ученик-мастер» в работе по профессиональному самоопределению обучающихся
    • Реализация модели наставничества «ученик – ученик» в волонтерской деятельности по формированию финансовой грамотности
    • Формы индивидуального, парного и коллективного наставничества в организации воспитательной работы школы
    • Организация работы с детьми-инофонами через технологии наставничества.

    В работе стажировочной площадки приняли участие представители социальных партнеров школы:

    • Александр Георгиевич Обоскалов, проректор ГБУ ДПО ЧИППКРО, кандидат педагогических наук, доцент
    • Надежда Евгеньевна Скрипова, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО ЧИППКРО, доктор педагогических наук, доцент 
    • Серафима Георгиевна Левина, декан естественно-технологического факультета ЮУрГППУ, доктор биологических наук, кандидат химических наук, профессор 
    • Владислав Владимирович Фадеев, старший лаборант научно-учебной лаборатории кафедры химической технологии и вычислительной химии
    • ФГБОУ ВО «ЧелГУ» Ирина Геннадьевна Карпенко, старший преподаватель кафедры химии, экологии и методики обучения химии ЮУрГППУ
    • Юлия Александровна Важенина, заместитель директора по учебно-производственной работе Челябинского промышленного колледжа
    • Ирина Александровна Кетова, руководитель Челябинского регионального Центра финансовой грамотности.

    Стажировку прошли 20 руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций Челябинской области из Варненского, Карталинского, Коркинского, Кусинского, Саткинского, Троицкого, Чесменского муниципальных районов, Челябинского и Трехгорного городских округов.

    Завершилась стажировка образовательным интенсивом «Программа наставничества: от идеи – к реализации», результатом которого стал портфель концепт-идей программ наставничества.

     Группа «ВКонтакте»